Решение Координационного совета по инновационной и экспериментальной деятельности от 11 мая 2017 года

Приказ ДОиН КО от 24.08.2017г. № 1600 "О статусе "Региональная инновационная площадка" образовательных организация Кемеровской области

Инновационный проект "Формирование этнической идентичности учащихся в ходе реализации этнокультурного образования в ОУДОД" по направлению "Организационно-педагогические условия реализации этнокультурного компонента в образовании"

Свидетельство о статусе региональная инновационная площадка по направлению "Организационно-педагогические условия реализации этнокультурного компонента образования"

Модель сетевого взаимодействия в рамках реализации инновационного проекта «Формирование этнокультурной идентичности учащихся в ходе реализации этнокультурного образования в ОУ ДОД»

Единое воспитательное пространство МБУДО «ДЮЦ г. Юрги» как средство формирования этнокультурных потребностей, интересов и ценностных ориентаций учащихся

 

Городская конференция «Этнокультурный и региональный компонент как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка»

25 февраля 2020г. в МБУДО «ДЮЦ г. Юрги» состоялась городская конференция «Этнокультурный и региональный компонент как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка» в рамках работы муниципальной открытой сетевой инновационной программы «Успешный ребёнок».

К участию в конференции были приглашены представители общеобразовательных организаций города Юрги.
На пленарной части конференции были представлены доклады по следующим темам:
- «Этнокультурное образование как фактор воспитания и социализации личности ребенка» (докладчик Зонтикова Е.Д., директор МБУ ДПО «ИМЦ г.Юрги»);
- «Возможности и опыт краеведческого музея в реализации регионального компонента» (докладчик Швец О.П., младший научный сотрудник МБУК «Краеведческий музей г. Юрги»);
- «Из опыта работы региональной площадки по теме «Формирование этнической идентичности учащихся в ходе реализации этнокультурного образования в учреждениях дополнительного образования детей»( докладчик Панченко И. И., заместитель директора МБУДО ДЮЦ г. Юрги»).
Работа секций велась по следующим направлениям:
-Этнокультурное воспитание обучающихся;
- Региональный компонент в системе образования;
-Декоративно - прикладное искусство в этнокультурном образовании обучающихся.
В актовом зале ДЮЦ была оформлена фотозона в этнокультурном стиле, выставка методической продукции по этнокультурному образованию и выставка изделий декоративно-прикладного творчества.
По итогам работы конференции были внесены следующие предложения:
- Актуализировать методическое сопровождение образовательной деятельности педагогических работников в направлении использования регионального и этнокультурного компонентов в системе образования, способствующих развитию духовно – нравственных качеств личности ребенка, формированию его успешности, адаптации в социуме;
- Рекомендовать к использованию в образовательном процессе современные педагогические практики по формированию этнокультуры обучающихся как одного из средств сохранения этнической самобытности и резерва обновления образовательных технологий;
- Активизировать дальнейшую деятельность участников сетевого взаимодействия в рамках инновационной программы «Успешный ребенок» по поддержке разнообразия этнокультурного образования обучающихся;
- Осуществить интеграцию образовательных учреждений Юрги в рамках инновационной программы «Успешный ребенок» с целью создания единого образовательного пространства, необходимого для полноценного личностного развития каждого ребенка;
- Разместить информационно-методические материалы по итогам конференции на сайтах образовательных учреждений;
Выпустить сборник тезисов докладов участников конференции «Этнокультурный и региональный компоненты как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка».
В конференции приняло участие 67 педагогов из 12 образовательных организаций города Юрги.
Участники конференции выразили мнение, что цель конференции является очень важной, необходимо и далее уделять большое внимание приобщению учащихся к традиционной народной культуре в системе муниципального образования.
На протяжении всего мероприятия чувствовалась доброжелательность, открытость, взаимопонимание, неподдельный интерес, активность и увлеченность участников конференции.

Ахметова Л.В.,
методист

 

 

Заседания педагогических мастерских

 

26.03. 2019г. в рамках работы инновационного проекта «Формирование этнической идентичности учащихся в ходе реализации этнокультурного образования в ОУДОД» прошли заседания педагогических мастерских. В работе приняли участие все педагоги центра. Были рассмотрены следующие вопросы:

 

  1. Приобщение детей к традициям средствами музейной педагогики. Докладчик Кириллова О.Н.
  2. ИОМ педагога дополнительного образования. Особенности работы социально неадаптированными (дезадаптированными) учащимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями. Докладчик Гупал Е.Н.
  3. Рекомендации по составлению доклада для участия в городских педагогических чтениях по теме «Мои профессиональные шаги в учреждении дополнительного образования». Ранее Блащук А.Р. приняла участие в областных педагогических чтениях, на которых выступила с докладом «Быть педагогом – моя профессия и призвание». Доклады педагогов Блащук А.Р. и Савчук Е.Г. вошли в областной электронный сборник «Мои профессиональные шаги в учреждении дополнительного образования детей»
  4. Опыт работы по взаимодействию с семьями воспитанников в творческих объединениях ДПИ. С докладами выступили: Гаряева Т.А, Павлова Н.Н., Мальцева Ю.М., Мощенко А. А., Машталер Н.Г.

 

Далее участники педмастерских обсудили такую актуальную проблему, как внедрение педагогами ДЮЦ новых форм организации образовательной деятельности учащихся. Методист Медведева Людмила Владимировна поделилась личным опытом реализации детских исследовательских проектов, обратив внимание педагогов на создании новых форм проектного продукта. Так, методист продемонстрировала социальный мультипликационный ролик как продукт проекта, созданный с помощью приложения для смартфона «Sticbot studio» и рекомендовала педагогам данную форму для использования в образовательной деятельности. В завершении работы педагогических мастерских методистом Ахметовой Л.В. была проведена ярмарка педагогических идей «Создание единого этнокультурного пространства ДЮЦ в 2019-2020 учебном году». При проведении ярмарки педагогических идей все педагоги приняли активное участие и предложили внести изменения в план воспитательной работы на 2019-2010 учебный год.

Участники педмастерских пришли к выводу, что коллективное обсуждение актуальных проблем по организации образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования способствует повышению педагогического мастерства и профессиональной компетентности педагогов, развитию творческого потенциала и личностных качеств педагогов, их самореализации.

 

 Ахметова Л.В.,Медведева Л.В.,Родионова А.Ф., методисты ДЮЦ

Заседание педагогических мастерских

 

13 октября состоялись заседания педагогических мастерских «Этнокультурное воспитание дошкольников», «Этнокультурное, этнохудожественное образование в УДО», «Формирование компетенций педагога дополнительного образования в рамках этнокультурного, этнохудожественного образования».

На повестке дня стоял вопрос о дальнейшем включении педагогов в реализацию инновационного проекта в ДЮЦ «Формирование этнической идентичности учащихся в ходе реализации этнокультурного образования в ОУДОД».

С докладами по проблеме реализации в 2017- 2018 учебном году дополнительных общеразвивающих программ с этнокультурным компонентом выступили:

- Ахметова Л.В., методист по теме: «Реализация практического этапа инновационного проекта «Формирование этнической идентичности учащихся в ходе реализации этнокультурного образования а ОУДОД». Докладчик

- Переверзина Л.А., педагог- организатор. Любовь Александровна поделилась с педагогами методикой проведения диагностики уровня сформированности этнокультурных компетенций учащихся дошкольного возраста по комплексной программе «Академия Домовенка».

Докладчик отметила, что уровень этнокультурных компетенций учащихся дошкольного возраста определяется по следующим критериям: информационно-познавательному, эмоционально-оценочному, опытно – деятельностному, привела примеры из опыта работы педагогов с воспитанниками «Академии Домовенка». Доклад сопровождался мультимедийной презентацией.

- Малясов А.Г., педагог дополнительного образования по теме «Приобщение детей к традиционной народной культуре в ТСК «Фаэтон».

- Педагог Войтюкова С.Б. поделилась опытом по теме: «Приобщение детей к традиционной народной культуре в твореском объединении «Фантазия».

Далее на заседании педмастерской был рассмотрен вопрос об эффективных формах взаимодействия педагогов с родителями учащихся в условиях дополнительного образования. По данному вопросу выступила методист Медведева Л.В. Педагогам была предложена презентация «Работа с семьей в аспекте задач реализации требований профессионального стандарта педагога дополнительного образования». Методист напомнила педагогам, что профстандарт включает требования к обеспечению взаимодействия с родителями учащихся, осваивающих дополнительные общеобразвивающие программы, при решении задач обучения и воспитания.

Все участники педмастерской обсудили нестандартные формы работы с родителями (законными представителями).

Так же в повестке дня работы педагогических мастерских стоял вопрос по реализации практического этапа внедрения Индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников. В данном вопросе выступили:

-  Кель Е.В., педагог дополнительного образования с докладом: «ИОМ педагога дополнительного образования как способ освоения и внедрения в работу введённых стандартов в дополнительном образовании».

- Педагоги дополнительного образования Лищенко Е.Э., Мощенко А.А. поделились опытом работы по реализации практического этапа по образовательному маршруту.

Все педагоги принимали активное участие в обсуждении всех вопросов. Было принято решение  продолжить работу в рамках инновационного  проекта «Формирование этнической идентичности учащихся в ходе реализации этнокультурного образования в ОУДОД», продолжить работу над ИОМ.

Ахметова Л.В.,Медведева Л.В.,Родионова Л.В.,методисты

 

Конкурс презентаций

30 мая 2018 года в рамках педагогического совета прошел конкурс презентаций «Формирование этнокультуры учащихся через реализацию дополнительных общеразвивающих программ».

Конкурс проводился в ДЮЦ в соответствии с планом работы на 2017 -2018 учебный год в рамках участия в областном инновационном проекте «Формирование этнической идентичности учащихся в ходе реализации этнокультурного образования в ОУДОД».

Целью конкурса стало формирование профессиональных компетенций педагогов через использование продуктивных педагогических технологий на основе принципов этнокультурного и этнохудожественного образования.

На конкурс были представлены семь презентаций, в том числе одна коллективная. Жюри оценивало работы в соответствии со следующими критериями: соответствие содержания презентации тематике конкурса, логичность и последовательность, грамотность оформления, творческий подход к созданию презентации, IT- компетентность педагога.

Все представленные работы отличались оригинальностью исполнения, сопровождались докладами или комментариями, включали музыкальное оформление, анимационные эффекты, навигацию по слайдам и другое.

По итогам конкурса I место поделили: Савчук Елена Геннадьевна и Кель Елена Валентиновна; II место было присвоено коллективу клуба «Академия Домовенка» и Мощенко Альбине Александровне; III место заняла Лищенко Елена Эдуардовна. Педагоги Гаряева Татьяна Александровна и Галимова Роза Ильинична отмечены грамотами участников конкурса.

Поздравляем призеров конкурса презентаций, желаем всем дальнейших творческих успехов!

 Л.В. Медведева, методист

О работе педагогических мастерских

3 апреля 2018 г. в рамках работы инновационного проекта «Формирование этнической идентичности учащихся в ходе реализации этнокультурного образования в ОУДОД» прошло второе заседание педагогических мастерских «Этнокультурное, этнохудожественное образование в УДО», «Формирование компетенций педагога дополнительного образования в рамках этнокультурного, этнохудожественного образования», «Этнокультурное воспитание дошкольников». В работе педагогической мастерской приняли участие педагоги Детско-юношеского центра.

Было рассмотрено 3 вопроса:

1. Тематика докладов к городским педагогическим чтениям.

2.1 Положение о проведении конкурса презентаций «Формирование этнокультуры учащихся в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ», алгоритмом создания презентаций. (Меведева Л.В.)

2.2 Приобщение детей к традиционной народной культуре в Образцовом детском коллективе «Россияночка» (докладчики: Кель Е.В., Целевич А.С.), вокальной студии «Мелодия» (докладчик Гупал Е.Н.), по программе «Игровая экология» (докладчик Шаламова О.С.), «Приобщение детей к традиционной народной культуре по программаи декоративно-прикладного творчества» (Галимова, Гаряева Т.А.), «Эффективность внедрения этнокультурного компонента в образовательный процесс на занятиях в «Академии Домовенка» (Блащук А.Р.).

3. Разработка диагностических карт «Изучение этнокультурного образовательного потенциала в учреждении», «Компетенции педагога дополнительного образования в рамках этнокультурного и этнохудожественного образования», «Этнокультурное воспитание дошкольников».

По окончании заседания педагогических мастерских, педагоги пришли к выводу, что необходимо разработать перечень мероприятий, направленных на формирование и развитие этнокультурной компетентности учащихся. 

Ахметова Л.В., Медведева Л.В., Родионова А.Ф., методисты

 

 

 

Аналитическая справкао состоянии ресурсных возможностей учреждения для реализации инновационного проекта

«Формирование этнической идентичности учащихся в ходе реализации этнокультурного образование в ОУДОД»

по направлению «Организационно-педагогические условия реализации этнокультурного компонента в образовании»

Анализ кадрового потенциала учреждения

Педагогический состав центра состоит из 34 человек, из них: 24 педагогов дополнительного образования, 4 педагога-организатора, 4 методиста, 2 руководителя (заместители), 5 совместителя.

Уровень образования согласно проведенному анализу: 76% педагогов имеют высшее образование и 24% средне-специальное по профилю деятельности, педагогическое образование имеют 64%. 5 педагогических работников имеют специализацию образования «Народное творчество».

Анализ квалификационной категории показал, что 29 педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию, первую квалификационную категорию имеют 14 человек и 2 человек без категории.

Анализ повышения квалификации показал, что 100% педагогических работников не имеют повышения квалификации по данной теме.

Анализ учебного плана

В учебном плане на 2017-2018 учебный год образовательная деятельность ведется по 48 общеобразовательным общеразвивающим программам.

29 программ учитывают этнокультурный компонент в образовательной деятельности («Мастерство ведущего», «Актерское мастерство», «Театр и мы», «Дети и театр», «Школа ведущих», «Волшебный сундучок», «Бисерное плетение, технология обработки ткани», «Вязание и бисероплетение», «Изготовление декоративных украшений», «Художественная обработка материала», «Вокруг света с фантазией», «Художественная обработка ткани, вышивка», «Акварелька», «Локон», «Интерьерные куклы», «Калейдоскоп», «От дизайна до подиума», «Ритмика и танец», «Ритмика и хореография», «Хореографическое искусство», «Вокально-хоровое пение», «Эстрадный вокал», «Музыка», «Ручеек милосердия», «Академия Домовенка», «Растениеводство», «Удивительное рядом», «Люби и знай родной свой край).

14 программ не могут включать в образовательную деятельность этнокультурное образование по характеру изучаемого материала («Спортивные бальные танцы», «Социальное творчество», «Звонкие колокольчики», «Лидер», «Дорожная грамота», «Безопасное движение», «Юные инспектора движения», «Детско-юношеский экологический парламент», «Цветовая экология», «Забудь о недугах с маленьким другом», «Основы научно-исследовательской деятельности», «Передай добро по кругу», «Экос», «Игровая экология»).

5 программ планируют внести изменения и использовать в образовательной деятельности элементы этнокультурного образования («Современная хореография», «Ритмика и бальные танцы», «Игровые виды спорта», «Познайка», «Школа мастеров»).

70% общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в МБУДО «ДЮЦ г. Юрги» могут использовать этнокультурное образование в образовательной деятельности.

Анализ воспитательных мероприятий

Традиционно Детско-юношеский центр проводит мероприятия для учащихся ДЮЦ и города в соответствии с тематикой инновационного проект:

- городской фестиваль ДПИ «Приглашаем весь народ в наш умельцев городок»;

- городской фестиваль «Славянская культура».

Клуб «Академия Домовенка» традиционно проводит для родителей центра серию мастер-классов для родителей по изготовлению сувениров.

Для охвата учащихся ДЮЦ все направленностей планируется создание досуговой программы в соответствии с темой инновационного проекта.

Анализ методического потенциала.

Педагогические работники МБУДО «ДЮЦ г. Юрги» активно обобщают и распространяют педагогический опыт по теме проекта. 6 педагогов дополнительного образования имеют публикации в различных изданиях и в сети Интеренет по применению этнокультурного образования. У 9 педагогов в УМК есть разработки занятий по теме исследования. 4 педагога имеют готовую методическую продукция по этнокультурному образованию

Опубликованные материалы

В образовательном пространстве МБУДО «ДЮЦ г. Юрги» имеется методический потенциал по направлению работы инновационного проекта:

8 педагогов имеют 9 публикации в различных профессиональных периодических изданиях по применению этнокультурного образования в своей образовательной деятельности.

Методическая продукция

У 9 педагогов в УМК есть разработки занятий по теме исследования.

4 педагога имеют готовую методическую продукция по этнокультурному образованию.

Достижения по этнокультурному образованию

У 5 педагогов имеются достижения по исследуемой теме.

По состоянию на 01 сентября 2017 года в МБУДО «ДЮЦ г. Юрги» работают 34 педагога и обучаются 2841 учащихся. Этнокультурное образование реализуют 23 педагога для 1378 учащихся, что составляет 68% охвата от общего числа.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что МБУДО «ДЮЦ г. Юрии» обладает достаточным потенциалом для реализации регионального инновационного проекта по теме «Формирование этнической идентичности учащихся в ходе реализации этнокультурного образование в ОУДОД».

Ю.Б. Шаповалова, методист